Вопрос-ответ

Каковы претензии к существующему порядку со стороны судебной системы и в чем смысл предлагаемых изменений?

Полагаю, что как таковых, претензий к третейским судам у государства нет, более того, несмотря на то, что ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» был принят в 2002 году, до настоящего времени он остается своего рода новеллой, нормативным актом, не получившим широкого распространения среди участников гражданско-правовых отношений.

Во многом, на мой взгляд, реформирование системы третейского разбирательства является этапом реформирования судебной системы в целом. И в какой-то мере мы здесь полагаемся на опыт зарубежных стран, где не существует так называемого государственного арбитража, его функции выполняет арбитраж коммерческий, или третейский суд. Именно этим вызвано особое внимание государства к третейским судам, система которых получит более динамичное развитие в связи с объединением государственных судов.

Смысл предполагаемых изменений сводится к упорядочению деятельности третейских судов, приведению к единообразию процедуры третейского разбирательства, квалификационных требований к арбитрам, повышению престижа данного института.

Принципиальным различием, которое нашло отражение в законопроектах, как уже представленных на обсуждение, так и находящихся в стадии разработки, является выбор вектора развития системы третейских судов — по принципу саморегулирования либо государственного регулирования.

Какой реформа третейского производства видится самим третейским судьям?

На Всероссийской Конференции арбитров, которая проходила в июне 2013 года в Москве под председательством председателя Национального совета третейских арбитров и судей Ю. И. Скуратова, эти вопросы были представлены на обсуждение арбитрам.

Реформирование системы третейских судов, безусловно, необходимо, но важно осознавать, что обращение в третейский суд является альтернативным судебному способом разрешения гражданско-правовых споров. Третейский суд является институтом гражданского общества, наделенным публично-значимыми функциями, предоставляет право заинтересованным лицам по своему усмотрению обратиться за разрешением спора в государственный суд или избрать альтернативную форму защиты. Беспристрастность и независимость третейских судов во многом определяется тем, что третейские суды не входят в судебную систему РФ, не осуществляют правосудие, независимы от органов государственной власти, но вместе с тем при вынесении решений руководствуются основополагающими принципами российского права.

И еще очень важно отметить, что регламентирование возможно в отношении постоянно действующих третейских судов. Но система третейских судов включает в себя и так называемые «ad hoс» — третейские суды, образованные сторонами для решения конкретного спора, и образование таких судов может носить исключительно уведомительный характер.

Регулирование конечно необходимо, но оно должно способствовать развитию системы третейских судов, а не поглощению более мелких крупными, в противном случае это противоречит основным принципам их создания, ну и само собой Конституции: право сторон на передачу гражданско-правового спора в третейский суд основано на ст. 45 ч.2 Конституции РФ во взаимосвязи со ст. 8, ч.1, согласно которой в РФ гарантируется свобода экономической деятельности и поддержка
конкуренции , и ст. 34. ч.1, закрепляющей право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Большинство арбитров сходятся во мнении, что наиболее эффективным представляется развитие системы третейского разбирательства в условиях добровольного саморегулирования, именно этот механизм будет способствовать скорейшему становлению данного института гражданского общества в РФ.

Каковы особенности третейского разбирательства?

К особенностям третейского разбирательства можно отнести его быстроту рассмотрения спора (стороны могут в своем третейском соглашении установить сроки рассмотрения спора). На практике, в обычном производстве без процедуры выбора состава суда, если стороны до подачи иска в Третейский суд своим соглашением избрали состав суда может понадобиться всего 6 рабочих дней.

Второй особенностью третейского разбирательства в отличие от государственного судопроизводства является возможность выбора сторонами судебного состава. Стороны своим соглашением, например, при подписании договора, могут избрать состав суда , определить что рассмотрение спора осуществляется коллегиально
или единолично, либо сделать этот выбор позднее, после подачи заявления в третейский суд.

Третья особенность — конфиденциальность третейского разбирательства. В отличие от компетентных судов, входящих в судебную систему Российской Федерации, третейские суды проводят закрытые судебные заседания, если стороны не выразили намерение на проведение открытых слушаний в своем третейском соглашении.

Можно отметить также невозможность обжалования решения третейского суда. В третейском соглашении стороны могут предусмотреть, что решение, вынесенное третейским судом, является окончательным и обжалованию не подлежит.

Кроме того, стороны сами могут выбрать место рассмотрения спора и даже самостоятельно определить дополнительные процессуальные правила и нормы, расширив или сузив свои процессуальные права и обязанности, при условии, что это не будет противоречить основополагающим принципам Российского законодательства.

Каковы возможности у нижегородцев, которые бы желали прибегнуть к процедуре третейского разбирательства?

Сегодня на территории Нижегородской области работают постоянно действующие третейские суды как имеющие специализацию по отраслевому принципу, так и многопрофильные, рассматривающие внутренние и международные споры. Закон «О третейских судах в РФ» позволяет арбитрам иметь аккредитацию в нескольких судах одновременно и таким образом, участники гражданско-правовых отношений, передающие свой спор на разрешение третейского суда, могут
отдать предпочтение как конкретному третейскому суду, так и конкретному арбитру.

Любое физическое или юридическое лицо, желающее прибегнуть к процедуре третейского разбирательства, может прислать в гражданскую канцелярию Третейского Суда (e-mail: tsblasp@tsblasp.ru) все интересующие его вопросы и сделать свой выбор третейского суда.